Шопоголизм (или шопингомания) не выделен как психическое расстройством и не числится в списке Международной классификации болезней. Тем не менее он очевидно является одним из видов зависимого поведения. У специалистов нет единого мнения по этому вопросу, часть из них отрицает существенность данной аддикции, относя подобное поведение на счет моды и человеческой слабости. Другие же утверждают, что по своей структуре ониомания точно совпадает с любой другой химической зависимостью, например с наркоманией.
Впервые, понятие «ониомания» было предложено представителем немецкой психиатрии Э. Крепелином, который приравнивал данную зависимость к наркомании и клептомании.
Как же разделить просто слабость и болезнь (хотя ее и нет в списке)? На мой взгляд главный критерий все же в том, насколько всеобъемлющей и разрушительной является эта «слабость». Уверена, почти всем случалось «заедать» стресс или же поднимать себе настроение приятной покупкой (например, сумочки или шарфика). И это нормально. Бывает, что порадовать себя таким образом просто необходимо, однако тут пока речь не идет ни о какой зависимости. Зависимость возникает тогда, когда человек не может справиться с напряжением, неопределенностью и непредсказуемостью внешнего мира и находит способ получать удовольствие и положительные эмоции не в отношениях с другими людьми, а в употреблении того или иного вещества. Вещество предсказуемо, оно есть всегда. Ну а в данном случае вместо вещества выступает страсть покупать, причем почти не важно, что именно.
- недостаток внимания, ощущение одиночества;
- неудовлетворённая потребность в любви;
- депрессии, стрессы;
- недостаток позитивных эмоций;
- предрасположенность к зависимому поведению.
Бывают случаи, когда шопоголизм приходит на место наркомании и в этом случае - это скорее хороший вариант, ведь тут нет хотя бы вреда здоровью. Однако шопоголики совершенно не умеют планировать бюджет и могут потратить все деньги на ерунду, оставшись потом без необходимого. Соответственно, живя с шопоголиком, очень важно ограничить его доступ к семейным финансам. Ну и по возможности переключать на покупку чего-то наименее дорогого, карандашей, например.
Шопингомании наиболее подвержены личности со следующими личностными чертами:
- внушаемость;
- эмоциональность;
- низкая адаптивность;
- слабая стрессоустойчивость;
- негативизм;
- агрессивность;
- неадекватная самооценка (заниженная или завышенная);
- комплекс неполноценности;
- эгоцентризм;
- высокая тревожность.
Почитать еще:
А любовь ли это?